Реабилитация дома и у специалистов. Как выбирать и что эффективно

19-го октября 2021

В условиях российского рынка реабилитологов, зачастую не обучавшихся медицинской реабилитации, родителям очень трудно сориентироваться и выбрать те занятия, которые помогут именно их ребенку. Чтобы помочь им сделать выбор, нам необходимо обсудить основные правила и понятия медицинской реабилитации и принципы выбора специалиста.

 

Екатерина Шабуцкая — физический терапевт для детей и взрослых с неврологическими нарушениями и нарушениями движения. Её путь в медицине начался с рождения особенного ребенка и желания сделать жизнь малыша полноценной. Мы поговорили с доктором о том, на что обратить внимание при реабилитации детей и как понять, что восстановительное лечение помогает.  

 Что стало решающим для перехода из мамы особого ребёнка в сферу профессиональной помощи?

— Отсутствие профессиональной реабилитации в России, так было 15 лет назад, и так осталось и сейчас. Физической терапии не учат ни в медвузах, ни в институтах физкультуры. То, чему там учат, никакого отношения к мировой практике не имеет и результатов не дает. Поэтому я почти сразу пошла учиться в Германии. Хотелось, чтобы в России такие специалисты появились. С тех пор я так и не переставала учиться сама и учить своих студентов в России.

 С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться мамам при выборе методов реабилитации и от чего в своём выборе они зачастую отталкиваются?

— Родители не могут оценить качество медицинской помощи, никакой, ни офтальмолога, ни реабилитолога. Поэтому они могут выбирать, ориентируясь:

— во-первых, на отношение физического терапевта к ребенку, их контакт, уровень вовлеченности и сопереживания, как ребенку, так и его семье

— во-вторых, на практический результат (появились ли новые навыки, стала ли их общая жизнь легче)

— в-третьих, на сарафанное радио и то, что им говорят другие специалисты, неврологи, например. К сожалению, особенно в регионах, неврологи очень часто им говорят сначала подождать годик- полтора, а затем «а что вы хотите, тут помочь ничем нельзя» (что никогда не бывает правдой) или от бессилия рекомендуют операции и лекарства, которые только вредят.

 Самые частые заблуждения родителей в процессе реабилитации?

— Самое частое заблуждение — это то, что они вообще занимались реабилитацией. Обычно, если послушать, что они делали, то они «работали» впустую. В реабилитации очень важно, что именно, как и в какой последовательности мы делаем. Если делать не то, не так или в неправильной последовательности, то результата не будет. Это и есть то, чему физического терапевта обучают около 5 лет — определять, что нужно сейчас пациенту, как это сделать и что делать потом. Второе по частоте заблуждение — если он орет, мы все делаем правильно. Других результатов не видно, но, раз ребенок кричит, значит, специалист хороший, делает что-то (многие, например, считают, что на Войте дети должны плакать). И третье: можно сделать точный прогноз, что будет дальше. Ни один ответственный специалист такого прогноза не даст. Кто-то учится быстрее, кто-то медленнее. Есть явные точки, предсказывающие, например, что человек научится сидеть, стоять или ходить, но все люди уникальны, и никогда не повторяются.

 Существует ли конфликт родителей особых детей и специалистов, которые принимают решения о программах реабилитации? С чем связаны эти конфликты?

— Основной конфликт заключается в том, что у родителей есть свои «хотелки», и они могут не совпадать с тем, какие навыки вот прямо сейчас специалист может собрать. Ребенок, который не может держать голову и опираться руками на животе, не может садиться и сидеть самостоятельно, не то, что ходить. Очень часто родители приносят совершенно парализованного ребенка и просят, чтобы его научили ходить. Для специалиста это очень дальняя «хотелка». Она будет через несколько лет. А сейчас надо научиться опираться на руки и держать голову, иначе он не сможет садиться и сидеть, не падая. Вот тут и есть конфликт, потому что родитель, если ему это не объяснить, будет возмущен, почему мы не учим ребенка ходить (то есть не ставим вертикально и не имитируем ходьбу на спастичных ногах). Он выгорит, пока мы с ребенком дойдем до ходьбы, перестанет заниматься. Поэтому объяснять родителям это все очень важно. И есть еще один нюанс. Задача физического терапевта — сделать жизнь человека максимально приближенной к жизни его обычного сверстника. Вася ходит в школу. Физический терапевт, может быть, функцию ходьбы еще через 5 лет Пете соберет. Но он может рекомендовать родителям сделать пандус, подобрать удобную активную коляску, чтобы Петя мог в ней сидеть на занятиях и сам кататься из класса в класс, а школа должна дать безбарьерную среду и специальных учителей. И тогда социальная функция «дети должны ходить в школу, учиться и общаться» для Пети выполнена точно так же, как и для здорового Васи. Родители часто обижаются, когда пытаешься собрать просто жизнь и радости для ребенка. Им кажется, что ты тем самым ставишь крест на затее «пойти в школу ногами, как все нормальные люди». Нет, конечно, не ставлю. Я просто стараюсь, чтобы он жил и радовался здесь и сейчас.

 Что вам важно сказать родителям и специалистам? 

— Очень хочется донести до всех неврологов и родителей, что физическая терапия есть, и она успешно делает жизнь наших детей легче, а в большинстве случаев вообще приводит к восстановлению двигательных и когнитивных функций. Особенно, если родители ничего не ждали, и начали заниматься в возрасте 2-3 месяцев.

Видеозапись мероприятия «Реабилитация дома и у специалистов. Как выбирать и что эффективно»

Мероприятие ДК Кораблик Реабилитация дома и у специалистов. Как выбирать и что эффективно

Авторы

Разбивка по времени

  • 11:00 — 11:15, вторник, 19-го окт. Вводная часть

    Приветствие, знакомство спикера с аудиторией, краткий разбор темы и обсуждаемых вопросов

  • 11:16 — 12:00, вторник, 19-го окт. Основная часть

    Презентация спикера, обсуждение

  • 12:01 — 12:20, вторник, 19-го окт. Видеоролик

    Просмотр видеоролика о постинсультной реабилитации в одной из клиник США, обсуждение используемых техник и методик работы

  • 12:21 — 13:00, вторник, 19-го окт. Завершение мероприятия

    Ответы на вопросы, разбор конкретных кейсов членов клуба