В рамках Дискуссионного клуба «Кораблика» состоялся двухдневный тренинг для волонтеров. Участники не только ознакомились с теорией возрастной психологии и общими принципами взаимодействия с детьми в больницах, но и примерили на себя роли ребенка и взрослого на практических занятиях.
«Нам предложили объединиться в две команды, одна из которых представляла детей с разными особенностями здоровья, характера или поведения.— Рассказывает участница тренинга Ольга. — Например, у кого-то из игроков, по сценарию, не было руки, кто-то потерял зрение, кто-то был агрессивно настроен, кто-то замкнут, кто-то плакал и хотел к маме. И со всеми этими детьми взаимодействовала вторая команда – волонтеров. Им нужно было провести запланированный мастер-класс с учетом возможностей и настроения «детской» группы. Было очень интересно и познавательно».
Многие участники признались, что участие в тренинге помогло им не только прокачать волонтерские компетенции, но и пересмотреть свои представления об отношениях с собственными детьми и учениками.
«Понимаю, что не зря пошла, — делится Яна, — получила удовлетворение от новой информации и от общения с новыми людьми. Что я точно буду использовать – уважение к своим и чужим границам, трезвую оценку своих возможностей. То, что не входит в зону моей ответственности, буду оставлять другим специалистам. После тренинга решила постараться некоторые факты принимать просто с грустью, не предпринимая никаких действий и не пытаясь менять ситуацию».
Участники соглашаются, что тренинг был информативен и прошел на позитиве. Следите за новостями фонда, чтобы не пропустить информацию о новых мероприятиях для волонтеров и родителей!
Для идеального тренинга достаточно быть гибким. Например, ты прописал то, что тебе надо сказать, но ты меняешь это, когда понимаешь, что аудитория настроена на что-то другое. Важно следить за людьми, смотреть, как они реагируют на информацию и друг на друга. Каждый раз, когда выходишь с тренингом, он получается разным, даже если ты говоришь одно и то же. Где-то что-то получается очень круто, а в другой аудитории эффект будет уже иным. Будь гибким, будь уверен в том, что ты говоришь, не бойся, даже если ты чего-то не знаешь — главные правила для успешного проведения тренинга. И важно помнить правило «Каждый учитель. Каждый ученик». Все мы друг у друга учимся. Ты приходишь в группу как ведущий, но у каждого, кто сидит в зале, есть свой уникальный опыт, который можно перенять.
Мы говорили о возрастных особенностях детей, адаптации игр под диагнозы, с которыми сталкиваемся.
Так как мы ходим в больницу во многие отделения, и у детей разные возможности в травме и в офтальмологии, важно, чтобы игры и активности были подходящими. Обсудили, как выстроить отношения с медперсоналом, другими волонтерами, координаторами, детьми и их родителями.
Волонтеры в больнице нужны для того, чтобы сделать будни маленьких пациентов более интересными и яркими. Но выполнять эту важную и почетную миссию можно, только если имеешь представление о том, что может детей порадовать, а что огорчить, какие темы ребята обсуждают с удовольствием, а какие — с напряжением. В ходе волонтерского тренинга координатора «Кораблика» Екатерины Тучемской сформировался очень понятный список простых правил, который поможет начинающему волонтеру комфортнее чувствовать себя при посещении больницы.
1.Мы не говорим с детьми о лечении и диагнозах, не обсуждаем какие-то прогнозы. Потому что мы не профессионалы и нам лучше не высказываться на этот счет. Мы не сплетничаем про других детей, родителей, медперсонал, больницу, потому что это просто неуместно.
2. Если мы наверняка знаем, что ребенок ходит в школу и разговоры о ней не доставляют дискомфорта, то можно поговорить об уроках, школьных учителях и друзьях. Но мы обычно наверняка не знаем, поэтому лучше тему не поднимать. Вдруг ребенок переживает, что сейчас он не с классом или вообще не любит школу, не учится в ней в силу проблем со здоровьем, но очень бы хотел?
3. О еде не говорим, потому что эта тема может быть болезненна, если ребенок лежит в больнице из-за проблем с пищеварением или скучает по домашним блюдам. Он может долго и упорно рассказывать о том, что он хочет мармеладных мишек, и это правда трагедия для него. Начиная разговор о еде вы рискуете столкнуться с бурным выражением печали или злости. Готовы? Тогда не стоит.
4. О семье не говорим, за исключением обсуждения историй о тех взрослых, с которыми ребенок лежит в палате. Мама рядом — можно спросить, во что они играют, какие сказки читают. Если мы не знаем, кто из родственников у пациента есть за пределами больницы, то лучше не начинать обсуждение семейных уз. Когда ребенок сам начинает беседу, мы можем аккуратно ее поддержать.